На главную страницу Веселые истории Стихи Афоризмы Приколы Музыка xm-mod-stm-it Flash мульты Розыгрыши Демо-сцена
 
Игры в компании Толкование имен Гороскопы SMS приколы Прикольные программы Игры Веселые картинки Анекдоты Магазин игрушек


Прикольные статьи на разные темы  
Данный раздел содержит интересные актуальные статьи на самые разные темы. С какой планетой соотносится ваше имя? О чем может рассказать день вашего рождения? Что несет в себе тайна имени? Как привлечь и как избавиться от партнера с определенным знаком зодиака? Подходит ли вам ваше имя? Кто как любит? Какие отчества хорошо сочетаются с именами? Сбываются ли астрологические прогнозы по экономике? Как назвать ребенка? Что такое астрология имени? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в нашем сборнике полезных и интересных статей.

 
  Реклама
 
     
 
  Статьи
     
 
СТАТЬИ

     
   

 

Вернуться в оглавление

Как звучит астрология. Гармония сфер

Гармония сфер - античное учение о музыкальном звучании планет септенера (семерке видимых невооруженным глазом планет) и планетных "сфер" (хотя следует отметить, что астрономия до Евдокса не знала сфер, Платон говорит о "кругах", Аристотель - просто о звучании "светил") в рамках геоцентрических представлений; шире - о музыкально-математическом устройстве космоса, характерное для пифагорейской и платонической традиции.
В латинских, в том числе средневековых текстах употребляется также термин "harmonia (musica) coeli (mundi)" - "гармония (музыка) неба (мира)".

Учение о числовых соотношениях между планетами и связующей их тонической системе возникло на Древнем Востоке. Подобные концепции засвидетельствованы для "халдейской" традиции (Плутарх), египетской (Диодор Сицилийский) и, особенно, китайской (например, соответствие пяти нот китайской гаммы принципу 5 элементов - у син).

В древнегреческую философию учение о гармонии сфер было введено Пифагором. В изложении Аристотеля "скорости светил, соответствующие их расстояниям (от Земли), имеют соотношения созвучных интервалов", и поэтому "из кругового движения светил возникает гармоническое звучание", т.е. звукоряд в одну октаву. Согласно Александру Афродисийскому, высота тона пропорциональна скорости светила; по Цицерону, самый высокий тон астральной гаммы принадлежит сфере неподвижных звёзд, самый низкий - Луне. Адаптация идеи о гармонии сфер в эсхатологическом мифе об Эре в 10-й книге "Государства" Платона предопределила долгую жизнь этой идеи и её необычайный успех на исходе античности и в средние века.

Согласно гипотезе Д.Бернета - В.Кранца, в древнейшем варианте (у самого Пифагора) речь шла только о трёх сферах - звёзд (включая планеты), Луны и Солнца, соотносившихся с тремя интервалами: квартой (3:4), квинтой (2:3) и октавой (1:2), тем самым вся музыкально-математическая сущность космоса сполна выражалась тетрактидой.

В учении Пифагора гармония сфер имела глубокий этический, эстетический и эсхатологический смысл, поскольку душа тоже мыслилась как "гармония", изоморфная гармонии космоса, земная лира была точным "отображением" небесной, игра на ней - приобщением к гармонии Вселенной и приготовлением к возвращению на астральную прародину (см. Макрокосм и микрокосм); музыка производила в душе катарсис и являлась медициной духа. Согласно пифагорейскому преданию, непосредственно слышать музыку сфер мог только Пифагор, остальные не различают её "за неимением контрастирующей с ней тишины". Под теологическую концепцию гармонии сфер впоследствии был подведён фундамент физико-акустических теорий.

Идея гармонии сфер входила в более широкий круг концепций "космической музыки", не обязательно связанной с астрономией. Гармония сфер влияет не только на ступени звукоряда, но и на систему нотации, тональности, вокальные формы. От гармонии сфер в собственном смысле следует отличать корреляцию четырёх тонов тетрахорда (четырёхструнной лиры) и четырёх элементов или "пифагорейскую" теорию музыки времён года: весна образует кварту по отношению к осени, квинту по отношению к зиме, октаву по отношению к лету, и т.д.

Благодаря оживлению идеи гармонии сфер в неопифагореизме и неоплатонизме и, главным образом, через посредство Августина, Макробия и Боэция, пифагорейско-платоновское космологическое понимание музыки подчинило себе всю средневековую и западноевропейскую музыкальную эстетику. Параллельно - благодаря включению гармонии сфер в систему Птолемея - идея музыки сферы продолжала жить в астрономии и астрологической традиции вплоть до Нового времени.

И.Кеплер пытался обосновать гармонию сфер научно, исследуя соотношение угловых скоростей планет ("Harmonices Mundi" - "Учение о гармонии мира", 1619 г.), тогда как поэты - Шекспир ("Венецианский купец"), Гёте ("Фауст") и романтики - стремились дать новую жизнь древнему учению.

Гороскопы


   
     
 
Написать письмо
Карта сайта
На главную
Мы в соцмедиа:
В контакте Facebook Twitter LiveJornal Одноклассники Google+ Youtube
 
  Реклама
 
     
 
  © 2005-2015 Юмор и Развлечения
     
При использовании любой информации с сайта активная ссылка на www.arhitekton.ru обязательна
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Российский студенческий  портал