Астрология и религия
В Библии уже на самой первой странице описан
процесс создания Солнца, Луны и звезд «для отделения дня от
ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» (гл. 1, ст.
14). Согласитесь, что их значение трудно переоценить, однако
до сих пор не все уделяют должное внимание причудливому движению
этих светил. Они – суть творения Господа, знамения, посылаемые
нам свыше – так почему мы избегаем
Священное Писание не только не запрещает
волхвование (занятия астрологией), но даже в какой-то степени
поощряет их. В сюжете о рождении Спасителя, например, подчеркивается
именно светоносная роль волхвов, которых в Вифлеем привела
звезда (Матф. гл. 2). Именно они «осмеяли» жестокого царя
ирода (там же, ст. 16), принеся к колыбели свои дары. Именно
они скрыли от злодея местонахождение ребенка и понесли свет
Истины в свои собственные земли, став первыми последователями
Христа.
Волхвы в Библии – это в первую очередь мудрецы.
Несмотря на это многие люди почему-то связывают астрологию
с магией и даже с нечистой силой. Но ведь это обычная профессия,
ничем не отличающаяся от многих других. Как биолог наблюдает
за растениями и животными, так астролог – за небесными телами.
И это не заменяет ему ни любви к Богу, ни любви к человеку.
Напротив, астролог, как никто другой, старается быть полезным
и помогать людям.
Астрологов часто обвиняют в язычестве, потому
что они якобы возводят планеты в ранг богов. При этом чаще
всего ссылаются на вторую заповедь: «Не сотвори себе кумира».
Но астрологи не нарушают ни одну из ветхозаветных заповедей.
Наблюдая за звездами, они не служат им, а лишь пытаются вывести
закономерности их движения и их связь с событиями на Земле.
Ведь нельзя же сказать, что математик поклоняется теореме,
а электрик – лампочке.
Отрицая или уничижая достижения древней науки,
люди демонстрируют только свою некомпетентность и полное непонимание
предмета, чем пользуются сотни шарлатанов и самоучек, выдающих
себя за астрологов. Они наживаются на чужих бедах, выпускают
сотни макулатурных книг и брошюр, выступают на телевидении
и берут огромные деньги за так называемые предсказания. Но
это никак не связано с настоящей астрологией.
У каждой религии свое отношение к астрологии.
Например, в зороастризме или буддизме астрология - неотъемлемая
часть церковного ритуала. Уважение к астрологам питают также
приверженцы иудаизма и ислама. Единодушного осуждения астрологии
мы не встретим и в христианстве.
«… все управляется и направляется непостижимым
всемогуществом Бога. Именно от него приходит вдохновение,
причем не из безумства мистерий, но через язык звезд», - писал
Мишель Нострадамус в духовном завещании сыну Цезарю. С такой
точки зрения и следует оценивать астрологию. Важно понимать,
что всякое знание можно употребить как на благо, так и во
зло. В истории найдется немало доказательств этого утверждения:
взять хотя бы открытие законов ядерной реакции.
Как уже было сказано выше, Бог создал Солнце,
Луну и звезды в том числе «для знамений». Так что удивительного
в том, что, изучая движения светил и конфигурации звезд, человек
стремится постичь волю Всевышнего? «Знаешь ли ты уставы неба,
можешь ли установить господство его на земле?» - строго вопрошает
Господь праведника Иова (Книга Иова, гл. 38, ст. 33). То есть,
цель астрологии – постичь законы Вселенной и определить роль,
которую в этой Вселенной играет человек, а не предсказать
будущее.
Религия не находит в астрологии ничего предосудительного.
Так, например, в Бурятии и Калмыкии в ламаистских монастырях-дацанах
монахи изучают астрологию наряду с другими науками. А жрецы
персидской религии зороастризм вообще являются астрологами
«по должности»: их также называют магами или волхвами. Ведь
это их звезда привела к колыбели Христа. Вспомните стихотворение
Анри Волохонского: «Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный
сад!»
Представители ислама относятся к астрологии
весьма толерантно. В средние века астрологию даже изучали
в религиозных школах, медресе, а Омар Хайям, Аль-Бируни, Авиценна
и Навои были не только великими поэтами, врачами и духовными
учителями, но и знаменитыми астрологами. Именно благодаря
исламу астрология в эпоху Возрождения вернулась в Европу.
В иудаизме изучение астрологии только поощряется.
Например, историк Иосиф Флавий писал, что на занавесе, закрывавшем
давир (алтарь) в Иерусалимском храме, были вытканы 12 знаков
Зодиака. Ими же, украшались мозаичные полы синагог I - IV
веков, о чем свидетельствуют данные археологических раскопок.
А в 16 в. авторитетный польский раввин Моше Иссерлес издал
постановление, обязывающее ортодоксальных евреев строго соблюдать
предписания врачей и астрологов.
Во всех великих древних цивилизациях, будь
то Египет или Вавилон, Рим или Греция, Китай или Индия, астрология
существовала наряду с религией, а астрологи всегда были жрецами
и ближайшими советниками правителей. Как сказал перед смертью
немецкий философ Иммануил Кант: «Две вещи в этой жизни всегда
притягивали мое внимание: звезды на небе и нравственный закон
внутри нас».
Вопрос об отношениях христианства и религии
несколько более сложен. Некоторые клирики до сих пор считают
астрологов шарлатанами и язычниками, а порой даже слугами
самого дьявола. Но зачем эмпирической науке помощь нечистого?
Почему, скажем, врач или инженер может быть верующим, а астролог
нет? Вера и наука – это два совершенно разных понятия, ни
одно из которых не может заменить собой другое. Кроме того,
важно помнить, что мнение церкви может сильно отличаться от
мнения отдельных священников.
Христианские теологи и Отцы Церкви никогда
не смешивали веру с астрологией и, следовательно, не видели
между ними противоречий. Осуждения астрологии вы не найдете
ни у Альберта Великого, ни у Фомы Аквинского, ни у Дунса Скота.
А, например, православный богослов Отец Александр Мень считает,
что «астрология допустима, если она не притязает на роль эрзац-религии,
как это часто у нас бывает... Вопрос этот научный и его надо
изучать научно и веру здесь не примешивать" (Москва,
1999 г., "Александр Мень отвечает на вопросы слушателей").
В последнее время Русская Православная Церковь
начала пересматривать свое отношение к астрологии, перестав
отождествлять ее с магией, шарлатанством и язычеством. Например,
25 мая 2002 года в передаче "Слово Пастыря" (ОРТ,
8:55) председатель отдела Внешних церковных связей Московского
Патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл
впервые с 1917 года заявил о позитивном отношении православной
Церкви к астрологии. Он уточнил, что имеет в виду астрологию
именно как науку, не включая в нее гадания и "газетные
гороскопы".
Библейских волхвов митрополит Кирилл прямо
назвал астрологами. Более того, он сказал, что сам глубоко
убежден: светила и планеты влияют на земные дела. Он верит,
что по Солнцу, луне и звездам можно предсказывать погоду,
урожай и многое другое, за единственным исключением: только
судьбу человека определить нельзя, потому что она в руках
Господа. Но научная астрология и не предсказывает судьбу,
а только оценивает тенденции и анализирует кармический вектор
развития. Главное – просто направить человека, дать ему почувствовать
высший смысл, и он сам обратится к Богу.
Испокон веков православие сосуществовало
с глубоким мистицизмом, пришедшим к нам из далекой Византии.
Так было и в библейские времена: умерший вернулся к жизни,
а вода превратилась в вино. Но и сейчас церковные обряды представляют
собой не что иное, как таинства, а купола наших храмов, это
«золото на голубом» - разве это не чудо? И неужели после этого
кто-то станет обвинять астролога в мистике?
Сергей Попов
Гороскопы |