Об
анекдотах
Из интервью с Ларисой Соловьёвой на радио «Эхо Москвы»…
- Что самое главное в анекдоте?
- Меткое и неожиданное сопоставление с реальной жизнью.
Парадоксальное языковое и образное противопоставление героев
анекдота и событий в нём происходящих
- Учит ли чему-либо анекдот? Чему?
- Оптимизму. Помогает человеку в самых разных житейских
ситуациях одолеть трудности. Вызывает положительные эмоции.
Улучшает настроение. Говорят, смех удлиняет жизнь. Учит
избегать конфликта. Помогает сформироваться новому взгляду
на себя и свои возможности во взрывоопасных ситуациях.
- В чём сила анекдота? Люди при вас рыдали
от смеха? Почему? Преставали быть занудами? Почему? Смирялись
с ситуацией? Почему? Бросали свои заморочки? Почему?
- Анекдот – это универсальное жизненное руководство по
оптимистическому отношению к жизни. С помощью, которого
ты всегда помогаешь себе и другим выйти из ситуации; неловкости,
напряжения, ссоры, скандала, из нелепой ситуации, официальщины,
излишней пафосности, скучности и однообразия.
Анекдот лучший способ провести время в ожидании чего-то.
«Давайте рассказывать анекдоты!» - обязательно предложит
кто-то.
- Заправский остряк – это похвала или осуждение?
Люди больные анекдотами, кто они?
- Зависит от контекста. Для начала в человеке должен быть
талант юмориста, но дальше он может его выражать в подходящие
моменты.. И такой человек всем приятен. Это одно из хороших
жизненных качеств. Но когда тот или иной человек с юмором
возводит свой дар в абсолютный и осознанно приобретает репутацию
остряка – за этим часто стоит неудовлетворённость в жизни,
даже фиаско и определённый комплекс неполноценности, неуверенности
себе. Стихотворец, не ставший крупным поэтом, обладающий
чувством юмора становится пародистом и сатириком на чужих
текстах, Учёный – становится записным остряком для любой
кампании. Не умея общаться, люди прячутся за анекдоты. Всё
хорошо в меру. Если кем-то рассказывание анекдота явно возводится
в культ жизни, то присмотрись, на чём основана идеология
остряка. Всё обсмеять каждый момент, и самого себя в том
числе.Это не относится к профессионалам эстрады. Для них
юмор – это ремесло, заработок.
- Кто он – образец тонкого остроумия?
- Тот, кто не сыпет анекдотами направо и налево – а рассказывает
его кстати.
Переживая драму, советует Роман Трахтенберг, определи к
какой теме ты эту драму переживаешь, найди в книге подходящий
анекдот на эту тему, пользуясь оглавлением (например, глава
работа, или любовь, или безнадёжная болезнь) прочти анекдот
на эту тему. Он обязательно заставит тебя улыбнуться. Затем
расскажи его народу. Это своего рода психотерапия, считает
Роман.
- Если на каждый момент жизни, переживаний,
для любой ситуации можно найти анекдот, можно ли всю жизнь
рассматривать, как анекдот? Есть ли в этом правда? И сами
мы и вся жизнь наша – анекдот?
- Слово «анекдот» своему происхождению обязано древнегреческому
языку, в котором оно означало «неизданный». Т.е. не предназначенный
для публикации из-за несерьёзности. Тем не менее многие
серьёзные историки, философы, писатели использовали в своих
трудах меткое слово анекдота.
- Кто придумывает анекдоты про армян?
Армяне? И вообще, кто придумывает анекдоты? Видели ли вы
хоть одного автора анекдота?
- По-моему никто никогда не видел автора анекдота. В институте
Статистики США поставили эксперимент, чтобы выяснить психологический
портрет автора. Какая категория людей придумывает анекдоты?
Закачали 1 000 000 анекдотов. И через 90 часов компьютер
ответил, что людей, придумывающих анекдоты - нет
- Как идёт легализация анекдота и что он
теряет при этом?
- Анекдот изначально должен быть слегка не корректен. Ибо
его смысл обсмеять человеческие качества, которые в других
художественных формах передаются высоким штилем. Люди в
момент дружеского общения разрешают себе переступать дозволенное.
Приколоться к излишнему серьёзу, найти смешное в тревоге,
в романтичной любви, даже в страхе смерти. А со сцены теряется
эта условная запретность и юмор теряется. Анекдот, рассказанный
в семейной компании - все смеются, а с огромной сцены, -
увы, выглядит пошло или бледно. Как бард, когда он поёт
у костра – все в восторге. Выходит на сцену – выглядит дилетантски.
- Успех в жизни зависит от умения произносить
анекдоты? Обязательно ли уметь рассказывать анекдоты?
- Во время праздничного застолья – да! Праздничных дней,
дат, событий, многочисленных дней рождений предостаточно.
Все они разные. Официальные и неофициальные, Традиционно
отмечаемые и личные. Высвободить энергию веселья, рассказав
анекдот, связанный тематически с событием очень к месту.
Вызвать смех, улыбку, добродушное фырканье.Приятнее смотреть
на человека, когда он улыбается, проявляя интерес к жизни,
к людям.
- Допустимы ли анекдоты в драматических ситуациях?
- Всё зависит от человека. Есть люди, и в трагических ситуациях
способные к шутке над собой. А кого-то это может оскорбить.
Анекдот даёт возможность снизить накал страстей.
- Когда уместно рассказать анекдот? В начале знакомства?
Когда ты хорошо знаешь человека?
Культура анекдота требует от рассказчика артистизма и чувства
меры. Необходимо выбирать анекдоты не только к слову, к
событию, к теме, к разрядке. Когда возникает напряжение
и нужно спасти ситуацию – можно рассказать анекдот. Совсем
не имеющий ни к чему и ни к кому отношение. Просто очень
смешной.
- Можно ли самому придумать анекдот? Как
этот сделать?
- Каждый человек может внести какую-то красочку в анекдот.
Иногда люди рассказывают анекдоты, как свой случай из жизни.
И наоборот, рассказывая случай, вдруг видишь, что это анекдот.
Анекдот проходит через многие уста, подвергается метаморфозам,
прежде, чем мы услышим его.
- Анекдотичная ситуация, и просто смешная.
Чем анекдот отличается от смешного рассказа?
- От смешного рассказа отличается миниатюрностью. Основа
анекдота – всегда парадоксальный сюжет. Забавный и поучительный.
Вызывает улыбку.
- Можно ли рассказывать анекдот с бородой?
- Во-первых, для кого-то анекдот «с бородой» для кого-то
нет. Во вторых – это фольклор, народное творчество. В лучших
своих образцах должно быть сохранено и передаваться другим.
Анекдоты